Адаптивная система обучения в начальной школе

Специфической особенностью современного этапа развития образования является переход от традиционного обучения к новым педагогическим направлениям, которые создают благоприятную среду для развития полноценно развитой личности. В современной дидактике существует большое количество педагогических инноваций, учитывающих социальный запрос общества. В качестве примера можно привести модели полного усвоения (Дж. Кэрролл, Б. Блум, М.В. Кларин), программированное обучение (Н. Краудер, Б. Скиннера, С. Пресси, П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, Н.Ф. Талызина), технологию личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), модульное обучение (Дж. Рассел), развивающее обучение (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.) и др. [2. С. 328]. Определенную известность в отечественной педагогике получила и адаптивная система обучения. Она сформировалась на стыке теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и деятельностного подхода к обучению (А.А. Леонтьев). Особенности использования данной системы можно представить по работам А.С. Границкой, Н.П. Капусина, В.В. Колбанова, Н.Н. Куинжи, М.В. Хрипковой, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др. Адаптивное обучение предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Особое внимание уделяется обучаемому, его деятельности, качествам его личности и формированию у него учебных умений. Применяя адаптивную систему обучения в школе, учитель должен четко понимать, какие задачи могут быть решены благодаря ее использованию. Помимо этого педагог должен учитывать возрастные особенности учащихся. На начальной ступени образования происходит освоение умения учиться и формируется мотивация к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, осознавать последствия своих поступков, самовыражаться не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности [1. С. 3]. Таким образом, задачи, решаемые в начальной школе, будут отличаться от задач, которые ставятся перед старшей школой. Можно выделить следующие задачи, характерные для начальной школы. 

1. Обеспечение содержательной и методической преемственности с дошкольным модулем. 

Это предполагает, что к моменту поступления ребенка в школу у него должны быть сформированы: 

— положительное отношение к учению (мотивационная готовность); 

— достаточно высокий уровень произвольного поведения (волевая готовность), что предполагает умения включаться в задание, сохранять задачу, планировать свои действия, действовать по правилу, контролировать свои действия; 

— пространственные ориентировки и обобщенные способности различать обозначение и обозначаемое, выполняя действия замещения реального предмета знаком; 

— необходимый уровень познавательных процессов (когнитивное развитие), включая определенный запас знаний, умений и навыков; 

— качества, обеспечивающие способность устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, успешно входить в школьный коллектив, выполнять совместную деятельность (коммуникативная готовность) [3. С. 97]. 

Наше детальное рассмотрение психологической готовности к школе позволяет не только опираться на сформированные навыки, но и учитывать особенности детей, посещающих детский сад, и детей после детского сада, у которых психологическая готовность к учению сформирована не полностью. Необходимость решения рассматриваемой задачи в анализируемой системе обучения диктует особый подход к работе с педагогическими кадрами, обеспечивающими преемственность в развитии и обучении. Здесь может быть два варианта. Первый заключается в привлечении специально подготовленного учителя, который знает особенности младших школьников, владеет методами и приемами работы с учащимися данной возрастной категории и который, учитывая перечисленные возможности, может обеспечить профессиональную содержательную и методическую преемственность. При отсутствии педагога, способного при переходе детей в начальную школу продолжить начатое ранее, предлагается второй вариант — подготовка таких педагогов силами самого образовательного учреждения путем прохождения мастер-классов, самостоятельного изучения специальной литературы. 

2. Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной как сверхзадача начальной школы. С этой целью, используя предложенную здоровьесберегающую систему обучения, мы постепенно и органично наращиваем когнитивную компоненту. 

3. Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. Часто встречающаяся перегрузка учащихся начальной школы может быть связана не столько со сложностью и объемом изучаемого материала, сколько с неумением учиться. В отечественной педагогике ранее поднимался вопрос о решении педагогической проблемы «учись учиться», но в силу сложности решения данной проблемы о ней забыли.

В свете изменения подходов к образованию, Правительством РФ были поставлены новые задачи, которые нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Она предполагает, что «в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» [1. С. 2]. В ходе решения поставленной правительством задачи учащиеся «должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [1. С. 2—3]. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и особенности в организации учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе. Уделяется особое внимание формированию умения учиться, мотивации к дальнейшему обучению, что является первостепенной задачей начальной ступени образования. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования предстоит разработать и внедрить новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса [1. С. 17]. На наш взгляд, именно адаптивная система обучения учитывает названные задачи и предлагает оптимальное, внутренне непротиворечивое сочетание двух образовательных парадигм, так как, с одной стороны, обучение детей общеучебным и специальным навыкам интеллектуальной деятельности — задача сугубо когнитивная, с другой стороны, как выяснилось выше, — здоровьесберегающая, адаптивная, так как во многом снимает перегрузки. Таким образом, используя предложенную систему обучения, можно своевременно, на начальном этапе обучения, научить ребенка учиться и обеспечить успешность его школьных занятий вплоть до самого выпуска. 

4. Организация диалога различных педагогических систем и технологий обучения. Педагог сам вправе выбирать ту технологию, форму и стиль обучения, которые для него приемлемы. Но конкурентоспособным педагог является лишь в том случае, если он владеет инновационными технологиями и системами обучения. Внедрение новых систем оплаты труда педагога является стимулом качественного учительского труда. Учитывая возросшие требования к качеству образования и его стимулированию для педагога, на наш взгляд, будет целесообразным перейти с традиционной системы обучения на адаптивную, которая поможет реализовать задуманное. Приведем сравнительную характеристику этих систем (таблица).

Таблица

Сравнение традиционной и адаптивной систем обучения

              Традиционная система обучения                                               Адаптивная система обучения                                   

учительученикучитель ученик
Субъект обучения, информаторОбъект обучения, получатель информацииОрганизатор познавательной деятельности учащихсяСубъект обучения. С помощью учителя сам добывает знания
Активен в течение всего урока Как правило, пассивен. Главное — запоминание фактов Направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия Включается в активный мыслительный процесс
Доминирует авторитарный стиль отношений в основе субъект-объектных отношенийКонформистская позиция Доминирует демократический стиль отношений, в основе — сотрудничество, кооперация Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается
Отвечает за процесс обучения и его результаты Не до конца осознает собственную ответственность за результаты обучения Разделяет ответственность за результаты образовательного процесса с учащимисяВключен в ответственность за результаты учебного процесса, осознавая их значимость для своего продвижения и развития
Доминирует внешнее стимулирование Отсутствие интереса к учению Обеспечивается мотивационное обучение Доминирует внутренняя мотивация
Господствуют информативные методы Ограничивается репродуктивным воспроизведением материалаДоминируют методы самостоятельной работы, мозгового штурмаВыполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и измененных ситуациях
Не уделяет внимания самоанализу, рефлексии Не анализирует собственную мыслительную деятельность Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности


охарактеризовать урок в адаптивной системе обучения, учитывая наличие учащихся со «смешанными способностями». 1. Изучение всех предметов проходит в группах «смешанных способностей», поскольку за редким исключением мы не можем так рано выявить способности и склонности детей. Вот почему, выступая против ранней внешней дифференциации обучения, мы предпочитаем ей дифференциацию внутреннюю, за счет специально организованной коррекционно-развивающей работы и подбора педагогических технологий под конкретного ребенка. 2. Преподнесение учебного материала порционно. 3. Выявление с помощью диагностических тестов успешности усвоения учащимися учебного материала по окончании работы над базовой учебной единицей. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал. Тем, кто не усвоил основное содержание, предлагается повторное изучение откорректированного материала. 4. Организация работы над заданиями индивидуально или в группах в коррекционный или дополнительный период. 5. Выделение коррекционных или дополнительных групп происходит внутри класса. 6. Особое внимание уделяется работе с небольшой группой детей и индивидуальной дифференциации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». www.rost.ru (Приоритетные национальные проекты) (05.09.2009 г.). 

[2] Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 

[3] Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997.

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!