Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс 2017-18 уч.г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Серпухов
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №16
_________ Кудряшова Е.А.
Приказ №____ от 01.09.2017 г.
Рабочая программа по литературному чтению
(базовый уровень)
3 А класс
Составитель: Максимова Нина Станиславовна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК «Школа России»,Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2017.
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;
-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
-пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
-находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
-находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
-участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам;
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Регулятивные УУД
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»).
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Личностные результаты
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование).Чтение вслух. Чтение про себя. Работа с разными видами текста.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги. Виды информации в книге.
Тексты художественного произведения
Особенности художественного текста. Выразительные средства языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов). Разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Научно-популярные, учебные и другие тексты
Особенности учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Микротемы. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста. Работа с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Культура речевого общения.
Диалог как вида речи. Особенности диалогического общения. Нормы речевого этикета в процессе общения. Особенности национального этикета в литературных произведениях.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Выразительные средства (синонимы, антонимы, сравнения) при монологическом высказывании.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка, в мини-сочинениях. Рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Мифы Древней Греции, житийная литература и произведения о защитниках и подвижниках Отечества.
Тематическое планирование
№ п/п | название раздела | кол-во часов на изучение | количество | |||
пр | пр-т | Вн/чт | ||||
1. | Самое великое чудо на свете | 2 | 0 | 0 | 0 | |
2. | Устное народное творчество | 14 | 1 | 0 | 2 | |
3. | Поэтическая тетрадь | 31 | 1 | 1 | 0 | |
4. | Великие русские писатели | 27 | 1 | 0 | 1 | |
5. | Литературные сказки | 19 | 1 | 0 | 1 | |
6. | Люби живое | 16 | 1 | 0 | 1 | |
7. | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | 0 | 0 | 1 | |
8. | По страницам детских журналов | 10 | 1 | 0 | 0 | |
9. | Зарубежная литература | 9 | 1 | 0 | 0 | |
Итого: | 140 | 7 | 1 | 6 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок)
И.З.Суриков «Детство» (отрывок), «Зима» (отрывок)
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору)
Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»
А.А. Блок «Ветхая избушка»
С.А. Есенин «Черёмуха»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
Самое великое чудо на свете (2 часа) | |||
1. | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси. | 0 | 0 |
2. | Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | 0 | 0 |
Устное народное творчество (14 ч) | |||
3. | Особенности русского народного фольклора. Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. | 0 | 0 |
4. | 0 | 00 | |
5. | Докучные сказки. | 0 | 0 |
6. | Сочинение докучных сказок | 0 | 0 |
7. | Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 0 | 0 |
8. | 0 | 0 | |
9. | Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк» | 0 | 0 |
10. | 0 | 0 | |
11. | Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк» | 0 | 0 |
12. | Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» | 0 | 0 |
13. | 0 | 0 | |
14. | Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений. | 0 | 0 |
15. | Внеклассное чтение «Русские народные сказки». | 0 | 0 |
16. | 0 | 0 | |
Поэтическая тетрадь (11 ч) | |||
17. | Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 0 | 0 |
18. | Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 0 | 0 |
19. | Русские поэты XIX– XX веков. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 0 | 0 |
20. | Русские поэты XIX– XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 0 | 0 |
21. | 0 | 0 | |
22. | Русские поэты XIX– XX веков. Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы» | 0 | 0 |
23. | Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима» | 0 | 0 |
24. | 0 | 0 | |
25. | 0 | 0 | |
26. | Урок-концерт «Знай и люби родную природу!» | 0 | 0 |
27. | Обобщение. Страницы русской классики | 0 | 0 |
Великие русские писатели (27 ч) | |||
28. | А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество | 0 | 0 |
29. | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения | 0 | 00 |
30. | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения | 0 | 0 |
31. | 0 | 0 | |
32. | Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста | 0 | 0 |
33. | 0 | 0 | |
34. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки | 0 | 0 |
35. | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки | 0 | 0 |
36. | И. А. Крылов. Биография и творчество | 0 | 0 |
37. | Басни И. А. Крылова | 0 | 0 |
38. | 0 | 0 | |
39. | 0 | 0 | |
40. | Инсценирование басен И. А. Крылова | 0 | 0 |
41. | 0 | 0 | |
42. | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество | 0 | 0 |
43. | М. Лермонтов. Лирические стихотворения | 0 | 0 |
44. | 0 | 0 | |
45. | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 0 | 0 |
46. | Л. Толстой «Акула» | 0 | 0 |
47. | Л. Толстой «Акула» | 0 | 0 |
48. | Л. Толстой «Прыжок» | 0 | 0 |
49. | Л. Толстой «Лев и собачка» | 0 | 0 |
50. | 0 | 0 | |
51. | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 0 | 0 |
52. | Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений | 0 | 0 |
53. | Внеклассное чтение «Великие русские писатели» | 0 | 0 |
54. | 0 | 0 | |
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||
55. | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе | 0 | 0 |
56. | 0 | 0 | |
57. | Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 0 | 0 |
58. | К. Бальмонт «Золотое слово» | 0 | 0 |
59. | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ель- ник у дороги…» | 0 | 0 |
60. | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений | 0 | 0 |
Литературные сказки (19 ч) | |||
61. | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | 0 | 0 |
62. | 0 | 0 | |
63. | 0 | 0 | |
64. | В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки | 0 | 0 |
65. | 0 | 0 | |
66. | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки | 0 | 0 |
67. | 0 | 0 | |
68. | Внеклассное чтение | 0 | 0 |
69. | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | 0 | 0 |
70. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 0 | 0 |
71. | 0 | 0 | |
72. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 0 | 0 |
73. | Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 0 | 0 |
74. | 0 | 0 | |
75. | Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | 0 | 0 |
76. | А. Куприн «Слон» | 0 | 0 |
77. | 0 | 0 | |
78. | 0 | 0 | |
79. | Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений | 0 | 0 |
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||
80. | Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | 0 | 0 |
81. | 0 | 0 | |
82. | А. Блок. Картины зимних забав | 0 | 0 |
83. | 0 | 0 | |
84. | Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха» | 0 | 0 |
85. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 0 | 0 |
Люби живое (16 ч) | |||
86. | Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина» | 0 | 00 |
87. | 0 | 0 | |
88. | О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 0 | 0 |
89. | 0 | 0 | |
90. | Верность и преданность. В. Белов «Малька провинилась» | 0 | 0 |
91. | В. Белов «Еще про Мальку» | 0 | 0 |
92. | В. Бианки «Мышонок Пик» | 0 | 0 |
93. | В. Бианки «Мышонок Пик» | 0 | 0 |
94. | Б. Житков «Про обезьянку» | 0 | 0 |
95. | 0 | 0 | |
96. | 0 | 0 | |
97. | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения | 0 | 0 |
98. | В. Драгунский. «Он живой и светится» | 0 | 0 |
99. | 0 | 0 | |
100. | Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений | 0 | 0 |
101. | Внеклассное чтение по теме «Люби живое» | 0 | 0 |
Поэтическая тетрадь (8 ч) | |||
102. | Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...» | 0 | 0 |
103. | 0 | 0 | |
104. | Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре» | 0 | 0 |
105. | Стихи о детях. С. Михалков «Если» | 0 | 0 |
106. | Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок» | 0 | 0 |
107. | 0 | 0 | |
108. | Проект «Времена года» (праздник поэзии) | 0 | 0 |
109. | Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 0 | 0 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) | |||
110. | Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 0 | 0 |
111. | 0 | 0 | |
112. | А. Платонов «Цветок на земле» | 0 | 0 |
113. | Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | 0 | 0 |
114. | А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | 0 | 0 |
115. | Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова» | 0 | 0 |
116. | 0 | 0 | |
117. | Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники» | 0 | 0 |
118. | 0 | 0 | |
119. | Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон» | 0 | 0 |
120. | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 0 | 0 |
121. | Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 0 | 0 |
По страницам детских журналов (10 ч) | |||
122. | «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы | 0 | 0 |
123. | 0 | 0 | |
124. | «Вестенок» — самый молодой детский журнал. | 0 | 0 |
125. | 0 | 0 | |
126. | Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» | 0 | 0 |
127. | Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | 0 | 0 |
128. | 0 | 0 | |
129. | Веселые стихи для детей. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 0 | 0 |
130. | Шутливое искажение действительности. Р. Сеф. «Веселые стихи» | 0 | 0 |
131. | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений. | 0 | 0 |
Зарубежная литература (9 ч) | |||
132. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | 0 | 0 |
133. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей | 0 | 0 |
134. | 0 | 0 | |
135. | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | 0 | 0 |
136. | 0 | 0 | |
137. | Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» | 0 | 0 |
138. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 0 | 0 |
139. | Комплексная проверочная работа (ВПР) | 0 | 0 |
140. | Итоговый урок «Что читать летом» | 0 | 0 |
Согласовано
на заседании ШМО
протокол № __ от «__»______ 20___ г.
руководитель ШМО______ (_________________________)
Согласовано
зам. директора по УВР (ВР)
________ (_________________________)
«____»_________ 20___ г.