Рабочая программа по математике, 3 класс 2017-18 уч.г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Серпухов
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №16
_________ Кудряшова Е.А.
Приказ №____ от 01.09.2017 г.
Рабочая программа по математике
(базовый уровень)
3 А класс
Составитель: Максимова Нина Станиславовна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа осуществляется по УМК «Школа России», с использованием учебников:Моро М. И. Математика. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2017.
На изучение математики в 3 классе отводится 140 ч (4 ч в неделю,35 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- -образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
- -сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- -устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- -группировать числа по одному или нескольким признакам;
- -читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними;
- -читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе;
- -читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы измерения этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними;
- -выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а: а, 0: а;
- -выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления;
- -выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное число в пределах 1 000;
- -вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
- -измерять длину отрезка;
- -вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- -выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
- -анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- -составлять план решения задачи в два–три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- -преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- -составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- -решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала;
- -на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
- -обозначать геометрические фигуры буквами;
- -различать круг и окружность;
- -чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- -анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- -устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- -самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- -выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-классифицировать числа по нескольким основаниям и объяснять свои действия;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
-сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
-дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
-находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
-решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
-решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
-различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
-изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
-читать план участка (комнаты, сада и др.).
-выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
-вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
-читать несложные готовые таблицы;
-понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязь в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
-устанавливать закономерность следования объектов и определять недостающие в ней элементы;
-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
-понимать базовые межпредметные и предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
-стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
-осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
-осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Регулятивные УУД:
-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Коммуникативные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
-применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Личностные результаты.
-навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
-положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
-понимание значения математических знаний в собственной жизни;
-понимание значения математики в жизни и деятельности человека3;
-восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
-умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
-умение знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности3;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений)4;
-уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация (числа от 1 до 1000): образование и названия трехзначных чисел, порядок следования чисел при счете; запись и чтение трехзначных чисел, представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия: устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число; единицы массы: грамм, килограмм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1–3 действия на сложение, вычитание.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена – количество – стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х: 4 = 9, 27: х = 9; площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение и деление суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида: х: 8 = 12, 64: х = 16 и их решение на основе знаний взаимосвязи между результатами и компонентами действий.
тематическое планирование
№ п/п | название раздела | кол-во часов на изучение | количество | ||
кр | пр | пр-т | |||
| 89 | 0 | 0 | 0 | |
1. | Сложение и вычитание | 7 | 0 | 0 | 0 |
2. | Умножение и деление | 53 | 3 | 2 | 0 |
3. | Внетабличное умножение и деление | 29 | 0 | 0 | 1 |
| 51 | 0 | 0 | 0 | |
4. | Нумерация | 12 | 1 | 1 | 0 |
5. | Сложение и вычитание | 11 | 0 | 0 | 0 |
6. | Умножение и деление | 14 | 0 | 0 | 0 |
7. | Повторение и обобщение изученного материала | 15 | 1 | 0 | 0 |
Итого: | 140 | 5 | 3 | 1 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Сложение и вычитание (7 ч) | |||
1. | Повторение: устные приемы сложения и вычитания | ||
2. | Письменные приемы сложения и вычитания. Задача в два действия | ||
3. | Решение уравнений способом подбора неизвестного. | ||
4. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | ||
5. | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | ||
6. | Обозначение геометрических фигур буквами | ||
7. | Повторение по теме «Сложение и вычитание». МД | ||
Умножение и деление (53 ч) | |||
8. | Конкретный смысл умножения и деления | ||
9. | Связь умножения и деления | ||
10. | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 | ||
11. | Таблица умножения с числом 3 | ||
12. | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач | ||
13. | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | ||
14. | Порядок выполнения действий в числовых выражениях | ||
15. | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. | ||
16. | Входная контрольная работа. | ||
17. | Таблица умножения и деления с числом 4 | ||
18. | Таблица Пифагора | ||
19. | Задачи на увеличение числа в несколько раз | ||
20. | Задачи на увеличение числа в несколько раз | ||
21. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | ||
22. | |||
23. | Таблица умножения и деления с числом 5 | ||
24. | Задачи на кратное сравнение чисел. | ||
25. | |||
26. | Таблица умножения и деления с числом 6 | ||
27. | Закрепление по теме «Умножение и деление» | ||
28. | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | ||
29. | |||
30. | Таблица умножения и деления с числом 7 | ||
31. | Повторение пройденного по теме «Умножение и деление» | ||
32. | |||
33. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | ||
34. | Площадь. Способы сравнения фигур по площади | ||
35. | Единица площади – квадратный сантиметр | ||
36. | Площадь прямоугольника | ||
37. | Таблица умножения и деления с числом 8 | ||
38. | Закрепление по теме «Таблица умножения и деления» | ||
39. | Таблица умножения и деления с числом 9 | ||
40. | Единица площади – квадратный дециметр | ||
41. | Сводная таблица умножения | ||
42. | Решение задач | ||
43. | Единица площади – квадратный метр | ||
44. | Закрепление по теме «Таблица умножения» | ||
45. | Повторение пройденного по теме «Умножение и деление» | ||
46. | Умножение на 1 | ||
47. | Умножение на 0 | ||
48. | Проверочная работа по теме «Умножение и деление». | ||
49. | Деление вида: а :а, 0 :а | ||
50. | |||
51. | Текстовые задачи в три действия | ||
52. | Доли. Образование и сравнение долей | ||
53. | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | ||
54. | |||
55. | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | ||
56. | Единицы времени: год, месяц, сутки | ||
57. | Единицы времени: год, месяц, сутки | ||
58. | Повторение пройденного по теме «Умножение и деление» | ||
59. | |||
60. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | ||
Внетабличное умножение и деление (29 ч) | |||
61. | Приемы умножения и деления для случаев вида: 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60: 3 | ||
62. | Прием деления для случаев вида 80: 20 | ||
63. | Умножение суммы на число | ||
64. | Решение задач несколькими способами | ||
65. | Приемы умножения для случаев вида: 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 | ||
66. | Закрепление приемов умножения и деления | ||
67. | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | ||
68. | Выражение с двумя переменными | ||
69. | Деление суммы на число | ||
70. | |||
71. | Деление суммы на число | ||
72. | Связь между числами при делении | ||
73. | Проверка деления умножением | ||
74. | Приемы деления для случаев вида: 87: 29, 66: 22 | ||
75. | Проверка умножения с помощью деления | ||
76. | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления | ||
77. | |||
78. | Повторение пройденного по теме «Умножение и деление» | ||
79. | Деление с остатком | ||
80. | |||
81. | Приемы нахождения частного и остатка | ||
82. | |||
83. | |||
84. | Деление меньшего числа на большее | ||
85. | Проверка деления с остатком | ||
86. | Повторение пройденного по теме «Умножение и деление» | ||
87. | |||
88. | |||
89. | Проект «Задачи-расчеты». | ||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Нумерация (12 ч) | |||
90. | Устная нумерация | ||
91. | Письменная нумерация | ||
92. | Разряды счетных единиц | ||
93. | Натуральная последовательность трехзначных чисел | ||
94. | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | ||
95. | Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых | ||
96. | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел | ||
97. | Проверочная работа по теме «Нумерация». | ||
98. | Сравнение трехзначных чисел | ||
99. | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | ||
100. | Единицы массы: килограмм, грамм | ||
101. | Контрольная работа по теме «Нумерация». | ||
Сложение и вычитание (11 ч) | |||
102. | Приемы устных вычислений | ||
103. | |||
104. | |||
105. | Разные способы вычислений. Проверка вычислений | ||
106. | Приемы письменных вычислений | ||
107. | Алгоритм письменного сложения | ||
108. | Алгоритм письменного вычитания | ||
109. | Виды треугольников (по соотношению сторон) | ||
110. | Закрепление изученного материала | ||
111. | Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание» | ||
112. | |||
Умножение и деление (14 ч) | |||
113. | Приемы устного умножения и деления | ||
114. | |||
115. | |||
116. | Виды треугольников по видам углов | ||
117. | Закрепление по теме «Умножение и деление». | ||
118. | Прием письменного умножения на однозначное число | ||
119. | |||
120. | |||
121. | Закрепление изученных приемов умножения | ||
122. | Прием письменного деления на однозначное число | ||
123. | |||
124. | Проверка деления умножением. Закрепление | ||
125. | Проверка деления умножением. Закрепление | ||
126. | Знакомство с калькулятором | ||
Повторение и обобщение изученного материала (15 ч) | |||
127. | Повторение пройденного по теме «Умножение и деление» | ||
128. | |||
129. | |||
130. | |||
131. | Итоговая контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел». | ||
132. | Анализ и работа над ошибками | ||
133. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сложение и вычитание» | ||
134. | |||
135. | |||
136. | |||
137. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Умножение и деление» | ||
138. | |||
139. | |||
140. |
Согласовано
на заседании ШМО
протокол № __ от «__»______ 20___ г.
руководитель ШМО______ (_________________________)
Согласовано
зам. директора по УВР (ВР)
________ (_________________________)
«____»_________ 20___ г.