Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс 2018-19 уч.г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Серпухов

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №16

_________ Кудряшова Е.А.

Приказ №____ от 01.09.2018 г.

Рабочая программа по окружающему миру

(базовый уровень)

4 А класс

Составитель: Максимова Нина Станиславовна,

учитель начальных классов

высшей категории

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и ориентирована на работу по УМК «Школа России», Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 70 часов (два часа в неделю 35 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

-Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

-Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

-Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

-Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

-Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

-Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

-Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

-Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

-Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

-Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

-Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

-Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

-Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги.

-Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

-Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

-Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

-Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

-Проводить наблюдения природных тел и явлений.

-Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

-Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

-Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

-Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

-Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

-Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

-Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

-Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

-Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

-Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

-Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).

-Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

-Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

КоммуникативныеУУД:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Личностные результаты:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (10 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа россии (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (14 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах, работа с контурными картами (К/К).

Современная россия (11ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование

№ п/п название раздела кол-во часов на изучение количество
практ. раб. и раб. с К/К экскурсии Пр/р проект
1. Земля и человечество 10 1 0 1 0
2. Природа России 10 0 0 1 0
3. Родной край – часть большой страны 14 2 1 1 1
4. Страницы всемирной истории 5 0 0 1 0
5. Страницы истории России 20 5 1 1 0
6. Современная Россия 11 1 0 1 1
Итого: 70 9 2 6 2
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректи- рованные сроки прохождения
Земля и человечество ( 10 ч)

1.

Мир глазами астронома .

2.

Планеты Солнечной системы

3.

Звёздное небо – великая книга Природы

4.

Мир глазами географа

5.

Мир глазами историка

6.

Когда и где?

7.

Мир глазами эколога

8.

Сокровища Земли под охраной человечества

9.

Сокровища Земли под охраной человечества

10.

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Земля и человечество».
Природа России ( 10 ч)

11.

Равнины и горы России

12.

Моря, озёра и реки России

13.

Природные зоны России

14.

Зона арктических пустынь

15.

Тундра

16.

Леса России

17.

Лес и человек

18.

Зона степей

19.

Пустыни

20.

У Чёрного моря
Родной край – часть большой страны ( 14 ч)

21.

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Природа России». Наш край

22.

Поверхность нашего края

23.

Поверхность нашего края

24.

Водные богатства нашего края

25.

Наши подземные богатства

26.

Земля- кормилица

27.

Экскурсия в лес и на луг

28.

Жизнь леса

29.

Жизнь луга

30.

Жизнь в пресных водоёмах

31.

Экскурсия к водоёму

32.

Растениеводство в нашем крае

33.

Животноводство в нашем крае. Проверка и оценка достижений по разделу «Родной край – часть большой страны».

34.

Презентация проектов.
Страницы всемирной истории ( 5 ч)

35.

Начало истории человечества

36.

Мир древности: далёкий и близкий

37.

Средние века: время рыцарей и замков

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.Проверка и оценка достижений по разделу «Страницы всемирной истории».
Страницы истории России ( 20 ч)

40.

Жизнь древних славян.

41.

Во времена Древней Руси

42.

Страна городов

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

44.

Трудные времена на Русской земле

45.

Русь расправляет крылья

46.

Куликовская битва

47.

Иван Третий

48.

Мастера печатных дел

49.

Патриоты России

50.

Пётр Великий

51.

Михаил Васильевич Ломоносов

52.

Екатерина Великая

53.

Отечественная война 1812 года

54.

Страницы истории XIX века

55.

Россия вступает в XX век

56.

Страницы истории 1920 – 1930 годов

57.

Великая Отечественная война и Великая Победа

58.

Великая Отечественная война и Великая Победа. Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страницы истории России».

59.

Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия ( 11ч)

60.

Основной закон России и права человека.

61.

Мы – граждане России

62.

Славные символы России

63.

Такие разные праздники

64.

Путешествие по России

65.

Путешествие по России. Проверка и оценка своих достижений по разделу «Современная Россия».

66.

Презентация проектов

67.

Путешествие по России

68.

Путешествие по России

69.

Презентация проектов

70.

Презентация проектов

Согласовано

на заседании ШМО

протокол № __ от «__»______ 20___ г.

руководитель ШМО______ (_________________________)

Согласовано

зам. директора по УВР (ВР)

________ (_________________________)

«____»_________ 20___ г.

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!