РПВД Шахматы, 4 класс, 2018-19 уч.г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Серпухов

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №16

_________ Кудряшова Е.А.

Приказ №____ от 01.09.2018 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

4 А класс

Составитель: Максимова Нина Станиславовна,

учитель начальных классов

высшей категории

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления кружок «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

На реализацию курса в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные результаты:

Дети сформируют умения:

-Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

-Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

-Правильно расставлять фигуры перед игрой;

-Сравнивать, находить общее и различие;

-Ориентироваться на шахматной доске;

-Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

-Правильно ходить и осуществлять взятие каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте.

Получат возможность сформировать умения:

-Использовать основные тактические приемы;

-Понимать термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

-Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные УУД:

-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

-Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Название темы (раздела) количество часов на изучение

1.

Повторение изученного материала. 3

2.

Основы миттельшпиля. 17

3.

Основы эндшпиля. 13

4.

Повторение программного материала. 2
$ Итого: 35
календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем Количес-тво часов Плановые сроки прохождения Скорректи-рованные сроки прохождения
Повторение изученного материала (3 часа)

1.

Повторение изученного материала 1 0 0

2.

Игровая практика 1 0 0

3.

Игровая практика с записью шахматной партии 1 0 0
Основы миттельшпиля(17 часов)

4.

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. 1 0 0

5.

Игровая практика 1 0 0

6.

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. 1 0 0

7.

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. 1 0 0

8.

Решение задания “Выигрыш материала”. 1 0 0

9.

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. 1 0 0

10.

Решение заданий. 1 0 0

11.

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. 1 0 0

12.

Решение заданий. 1 0 0

13.

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. 1 0 0

14.

Решение заданий. 1 0 0

15.

.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. 1 0 0

16.

Решение заданий. 1 0 0

17.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. 1 0 0

18.

Решение заданий. “Сделай ничью”. 1 0 0

19.

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. 1 0 0

20.

Решение заданий. 1 0 0
Основы эндшпиля (13 ч.)

21.

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). 1 0 0

22.

Решение заданий 1 $ $

23.

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). 1 $ $

24.

Решение заданий 1 $ $

25.

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). 1 $ $

26.

Решение заданий 1 $ $$

27.

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. 1 $ $

28.

Решение заданий 1 $ $

29.

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. 1 $ $

30.

Решение заданий 1 $ $

31.

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. 1 $ $

32.

Решение заданий 1 $ $

33.

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. 1 $ $
Повторение программного материала (2 ч)

34.

Повторение программного материала. 1 $ $$

35.

Решение заданий. 1 $ $

Согласовано

на заседании ШМО

протокол № __ от «__»______ 20___ г.

руководитель ШМО______ (_______________________________)

Согласовано

зам. директора по УВР (ВР)

________ (_______________________________)

«____»_________ 20___ г.

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!