РПВД Шахматы, 3 класс, 2017-18 уч.г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Серпухов

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №16

_________ Кудряшова Е.А.

Приказ №____ от 01.09.2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

3 А класс

Составитель: Максимова Нина Станиславовна,

учитель начальных классов

высшей категории

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления кружок «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

На реализацию курса в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные результаты:

Дети сформируют умения:

-Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

-Находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

-Точно разыгрывать простейшие окончания.

Получат возможность сформировать умения:

-Использовать основные тактические приемы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные УУД:

-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

-Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

-Формирование позитивной самооценки, самоуважения;

-Развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Название темы (раздела) количество часов на изучение

1

Повторение изученного материала. 4

2

Основы дебюта 26

3

Повторение программного материала 5
. Итого: 35
календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем Количес-тво часов Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
Повторение изученного материала (4 часа)

1

Игровая практика 1 $ $

2

Игровая практика с записью шахматной партии 1 $ $

3

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). 2 $ $

4

$ $
Основы дебюта(26 часов)

5

Двух- и трехходовые партии. 1 $ $

$6

Решение задания “Мат в 1 ход” 1 $ $

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя 1 0 0

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. 1 0 0

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. 2 4$4 14

10

2 2

11

Угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. 2 0 0

12

э э

13

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. 2 0 0

14

0 $0

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. 1 0 0

16

Решение задания “Выведи фигуру”. 1 0 0

17

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. 1 0 0

18

Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). 1 0 0

19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. 2 0 0

20

0 0

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. 2 0 0

22

0 0

23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. 2 0 0

24

0 0

25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка. 2

26

$ $$

27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. 2 $ $$

28

$ $

29

Типичные комбинации в дебюте. 1 $ $

30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). 1 $ $
Повторение программного материала (5 часов)

31

Решение заданий “Мат в 1 ход”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. 2 $ $

32

$ $

33

Типичные комбинации в дебюте. 3 $ $

34

$ $

35

$ $

Согласовано

на заседании ШМО

протокол № __ от «__»______ 20___ г.

руководитель ШМО______ (_______________________________)

Согласовано

зам. директора по УВР (ВР)

________ (_______________________________)

«____»_________ 20___ г.

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!