РПВД Шахматы, 3 класс, 2017-18 уч.г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Серпухов
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №16
_________ Кудряшова Е.А.
Приказ №____ от 01.09.2017 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Шахматы»
3 А класс
Составитель: Максимова Нина Станиславовна,
учитель начальных классов
высшей категории
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления кружок «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
На реализацию курса в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
Дети сформируют умения:
-Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
-Находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
-Точно разыгрывать простейшие окончания.
Получат возможность сформировать умения:
-Использовать основные тактические приемы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные УУД:
-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
Коммуникативные УУД:
-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
-Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты
-Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
-Развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы (раздела) | количество часов на изучение |
1 | Повторение изученного материала. | 4 |
2 | Основы дебюта | 26 |
3 | Повторение программного материала | 5 |
. | Итого: | 35 |
№ урока | Наименование разделов и тем | Количес-тво часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Повторение изученного материала (4 часа) | |||||
1 | Игровая практика | 1 | $ | $ | |
2 | Игровая практика с записью шахматной партии | 1 | $ | $ | |
3 | Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | 2 | $ | $ | |
4 | $ | $ | |||
Основы дебюта(26 часов) | |||||
5 | Двух- и трехходовые партии. | 1 | $ | $ | |
$6 | Решение задания “Мат в 1 ход” | 1 | $ | $ | |
7 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя | 1 | 0 | 0 | |
8 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | 1 | 0 | 0 | |
9 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 2 | 4$4 | 14 | |
10 | 2 | 2 | |||
11 | Угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 2 | 0 | 0 | |
12 | э | э | |||
13 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 2 | 0 | 0 | |
14 | 0 | $0 | |||
15 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 | 0 | 0 | |
16 | Решение задания “Выведи фигуру”. | 1 | 0 | 0 | |
17 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. | 1 | 0 | 0 | |
18 | Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | 1 | 0 | 0 | |
19 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 2 | 0 | 0 | |
20 | 0 | 0 | |||
21 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 2 | 0 | 0 | |
22 | 0 | 0 | |||
23 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 2 | 0 | 0 | |
24 | 0 | 0 | |||
25 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 2 | |||
26 | $ | $$ | |||
27 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 2 | $ | $$ | |
28 | $ | $ | |||
29 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | $ | $ | |
30 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 | $ | $ | |
Повторение программного материала (5 часов) | |||||
31 | Решение заданий “Мат в 1 ход”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | 2 | $ | $ | |
32 | $ | $ | |||
33 | Типичные комбинации в дебюте. | 3 | $ | $ | |
34 | $ | $ | |||
35 | $ | $ |
Согласовано
на заседании ШМО
протокол № __ от «__»______ 20___ г.
руководитель ШМО______ (_______________________________)
Согласовано
зам. директора по УВР (ВР)
________ (_______________________________)
«____»_________ 20___ г.