«Основные принципы и подходы к антикоррупционному образованию в современной школе».

Источник:

Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся как одна из приоритетных государственных задач

Одной из приоритетных государственных задач в настоящее время является формирование у подрастающего поколения антикоррупционного мировоззрения. Это связано с тем, что коррупция выступает в роли существенного барьера на пути развития современного общества, поэтому борьба с ней ведется по различным направлениям: совершенствование законодательства, работа правоохранительных органов и судебной системы, проведение мероприятий, направленных на формирование у граждан нетерпимости к любым формам проявления коррупции.

Для учреждений образования разработаны специальные программы антикоррупционного воспитания, в которых предусматриваются организация и проведение различных мероприятий. Основная их цель – формирование и развитие антикоррупционного мировоззрения у обучающихся. Крайне важным моментом является учет базовых принципов антикоррупционного образования, которые заключаются в преемственности, обеспечении системного подхода, комплексности, интегрированности, партнерстве и превентивности. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и использовать компетентностный подход, который позволяет развить у детей критическое восприятие действительности и способствует формированию чувства ответственности за совершаемые действия.

В рамках школьного курса первостепенное внимание обращается на правовое поведение граждан, а также основные ценности гражданского общества. В этой связи основными направлениями антикоррупционного образования считаются:

  • формирование основ правовой культуры;
  • преодоление правового нигилизма;
  • достижение понимания у обучающихся того, что коррупция является противозаконным деянием.

При реализации данного подхода в качестве цели антикоррупционного обучения можно считать формирование антикоррупционного мировоззрения, а также устойчивых навыков антикоррупционного поведения и прочных нравственных основ личности.

Организация борьбы с коррупцией посредством системы образования дополнительно способствует формированию у обучающихся навыков и знаний, которые они смогут использовать для:

  • эффективного противодействия коррупции;
  • развития собственных знаний о своих правах и обязанностях в рамках борьбы с коррупцией.

Наиболее эффективными методами воспитания антикоррупционного мировоззрения считаются:

  • введение в школе факультативных дисциплин, имеющих антикоррупционную направленность;
  • организация систематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов, которые непосредственно занимаются антикоррупционной деятельностью;
  • активная и постоянная антикоррупционная агитация.

Реализация антикоррупционного образования в рамках образовательного учреждения может быть как формальной, то есть проводиться непосредственно в ходе урока, так и неформальной, что предполагает проведение различных мероприятий в рамках внеурочной деятельности школьников. В то же время предпочтение стоит отдавать урочным формам деятельности на предметном и метапредметном уровнях.

Оптимальная дисциплина для организации антикоррупционного образования – обществознание. Конечно, для гармоничной интеграции антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы необходима разработка тематического контекста. Так, проблема коррупции должна изучаться при одновременном рассмотрении вопросов о порядке назначения на государственные должности, а также правовых и этических требований, которые предъявляются к госслужащим.

В этой связи целесообразно проблемы антикоррупционного воспитания вынести в отдельный модуль, например, разработать элективный курс «Основы правоведения», «Право и политика», «Экономика и право» или курсы по антикоррупционной тематике, («Антикоррупционная и правовая культура учащихся»). При этом проблемы коррупции можно обсуждать и при изучении других тем, которые так или иначе касаются данного вопроса. К примеру, в содержание уроков могут включаться следующие вопросы:

  • история возникновения коррупции, причины ее распространения и способы проявления;
  • негативные последствия коррупции в социально-экономической, политико-правовой, духовно-нравственных и других сферах жизни общества;
  • нормативно-правовое и законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности.

Реализация метапредметного уровня осуществляется посредством развития антикоррупционного мировоззрения на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры. При этом как на предметном, так и на метапредметном уровнях повышенное внимание следует уделять формированию компетенций, которые необходимы для правосообразного поведения. К таковым компетенциям относятся:

  • умение отличать коррупцию от других видов преступлений и распознавать ее как социальное явление;
  • критический подход к анализу и оценке материалов, которые касаются вопросов коррупции;
  • поиск и реализация различных возможностей по снижению уровня коррупции в различных сферах жизни российского общества.

Особое значение придается и формированию мотивации к антикоррупционному поведению, которое должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества. Для этого необходимо все элементы антикоррупционного образования рассматривать в их связи с системой практических занятий, различных социальных акций, моделируемых ситуаций и проектно-исследовательской деятельности. Для того чтобы обеспечить деятельностный характер антикоррупционного образования, необходимо применять активные и интерактивные методы, а также групповые формы занятий.

Вопросы по антикоррупционной борьбе, которые включаются в содержание уроков по обществознанию, необходимо рассматривать в контексте происходящих в обществе изменений. В качестве примеров тем для предмета «Обществознания» можно привести следующие:

1.«Человек как творец и творение культуры»:

  • Антикоррупционное мировоззрение.
  • Коррупционность – мировоззренческая характеристика общества и личности.
  • Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
  • Гражданин и коррупция.

2. «Общество как сложная динамическая система»:

  • Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции.
  • Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
  • Глобализация как процесс создания новой системы мира.
  • Место России в мире XXI в.

3. «Экономика и экономическая наука»:

  • Коррупция – «рыночный ответ» на слабость государства.
  • Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
  • Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
  • Экономический аспект коррупции.
  • Коррупция как стимул «тенизации» экономики.

4. «Социальные отношения»:

  • Молодежь и коррупция.
  • Статус государственного служащего.
  • Коррупция как разновидность девиантного поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов.

5. «Политика как общественное явление»:

  • Политические цели и средства их достижения.
  • Коррупция как способ борьбы за власть, как способ существования власти.
  • Коррупция и избирательный процесс.
  • Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ.
  • Роль гражданского общества в противодействии коррупции.
  • СМИ и коррупция.

6. «Человек в системе общественных отношений»:

  • Особенности процесса социализации в современных условиях (конкуренция агентов социализации).
  • Содержание антикоррупционного образования.
  • Стандарты антикоррупционного поведения.
  • Выбор и ответственность.

7. «Правовое регулирование общественных отношений»:

  • Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.
  • Понятие коррупционного правонарушения.
  • Особенности антикоррупционного законодательства в других странах.
  • Международно-правовые основы борьбы с коррупцией.

На первом этапе курса, который изучается в 5-7 классах, рассматриваются актуальные для растущей личности вопросы, с которыми подросток может столкнуться. На этом этапе у детей формируются элементарные научные представления об обществе, Родине, социальном окружении. Целесообразно данные вопросы раскрывать посредством противопоставления добра и зла, справедливости и несправедливости. При этом в качестве основы содержания выступают моральные и правовые нормы, что позволяет сформировать условия для единства процесса обучения и воспитания.

В 5 классе содержание курса имеет пропедевтический характер, который напрямую связан с проблемами социализации детей в возрасте 11-12 лет. На данном этапе требуется обеспечить преемственность с курсом «Окружающий мир», который проходят обучающиеся начальной школы. Началом курса является тема «Человек», в рамках которой изучаются ключевые социальные свойства человека.

Далее программа постепенно погружает обучающегося в круг социальных институтов, где самым близким для него являются «Семья» и «Школа». Постепенно осуществляется переход к темам «Труд» и «Родина», при этом последняя является наиболее значимой для общества.

В 6 классе дети возвращаются к уже изученным темам, однако этот процесс происходит уже на более высоком уровне, так как круг знаний о человеке уже значительно расширяется. Изучение темы «Человек в социальном измерении» дает уже более развернутое представление о личности и ее различных социальных качествах, а также о человеческой деятельности, в том числе познавательной.

Следующая тема «Нравственные основы жизни» также посвящена проблеме качеств, которые свойственны человеку, а последующая тема «Человек среди людей» уже позволяет раскрывать вопросы взаимоотношений с другими людьми.

В 7 классе, когда обучающимся исполняется по 14 лет, они проходят важный этап своего социального взросления, ведь именно в этом возрасте они получают паспорт гражданина Российской Федерации. Одновременно с этим наступает уголовная ответственность за определенные преступления и расширяются права в экономических отношениях. Изучаемый в этот период курс включает в себя две темы, помогающие процессу социализации.

Одна из них – «Регулирование поведения людей в обществе», которая представляет собой цикл уроков, направленных на формирование первоначальных и упорядоченных знаний о влиянии и роли социальных норм в жизни всего общества и отдельного человека.

Вторая тема имеет название «Человек в экономических отношениях», и в ней рассказывается о различных проявлениях экономической жизни общества – обмен, производство, потребление. При этом повышенное внимание уделяется производству, ведь оно является основой экономики и выполняет важнейшую роль в обществе: создает материальные блага для удовлетворения различных потребностей людей (этот вопрос изучается в теме «Человек и природа»).

Отдельный урок в обязательном порядке посвящается вопросу о выполнении воинского долга.

В 8 классе для изучения предлагаются следующие темы:

  • «Личность и общество», которая посвящена проблемам современного общества и общественных отношений;
  • «Сфера духовной жизни». Она касается вопросов морали и осознания себя как нравственной личности;
  • «Экономика». Обучающиеся более глубоко изучают, что такое обмен, производство, потребление, а также рассматривают разнообразные проявления экономической жизни (собственность, экономическая система, ограниченность ресурсов, рынок).

В 9 классе завершается процесс изучения основных сфер жизни общества. Для этого рассматривается тема «Политика», которая предоставляет детям возможность получить представления о власти, устройстве государства, его роли в жизни общества, а также об участии граждан в управлении делами общества.

Наибольшее количество часов в 9 классе отводится заключительной теме «Право», так как она предполагает изучение вопросов теории права и различных отраслей права. Особое место в данной теме посвящено элементам конституционного права, в том числе рассматриваются основы:

  • государственного устройства Российской Федерации;
  • конституционного строя Российской Федерации;
  • федеративного устройства.

Изучается и механизм реализации и защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

При построении процесса антикоррупционного образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому в 5-7 классах осуществляется формирование культуры организации правил и их соблюдения. При этом необходимо, чтобы к окончанию 7 класса большинство обучающихся уже обладали практическими навыками при взаимодействии друг с другом на основе изученных правил.

В 8-9 классах уже требуется, чтобы обучающиеся осознанно принимали действующие правила для решения различных жизненных ситуаций. Данная задача является весьма сложной, так как обучающимся необходимо продемонстрировать эффективность деятельности и жизни при условии соблюдения норм и правил.

Для этого применяется система практикумов по овладению навыками решения проблем без элементов коррупции. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Желательно, чтобы во время таких практикумов разбирались реальные жизненные ситуации. Такой подход позволяет осознать, что любую проблему можно решить различными способами. Именно таким образом и формируется антикоррупционное мировоззрение, благодаря которому удается осознанно отказаться от коррупционного поведения.

В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов решения жизненных проблем. Одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти. В ходе реализации этой задачи системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В рамках обществознания можно предложить ряд тем: «Молодёжь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Проявление коррупции в системе образования», «Наука. Образование. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ», «Общественное сознание. Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции».

Таким образом, с учетом возрастных особенностей обучающихся, темы, направленные на развитие антикоррупционного мировоззрения, включаются в поурочно-тематическое планирование курса «Обществознание».

Страницы

Нет страниц для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!