Анализ результатов тестирования учащихся
школа МБОУ СОШ № 16 класс 4А
Сентябрь 2018
Цель мониторинга - определить уровень освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык». Измерения проводились с помощью тестов с заданиями базового и повышенного уровней сложности. Содержание работы построено в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241).
Полнота проверки достижения планируемых результатов достигается включением всех разделов, присутствующих в курсах русского языка предыдущего класса.
Результаты проверки работ обучающихся по вариантам, классам представлены в Статистике по проведенному тестированию в виде форм 1 и 3.
В форме 1 в отчетных ведомостях по вариантам для каждого обучающегося указано количество набранных баллов и процент этого количества от максимального количества баллов в тесте.
В форме 3 представлены индивидуальные содержательные линии, т. е. для каждого ученика приведен процент набранных баллов по каждой содержательной линии и в целом.
Диагностика базового уровня
0 | Кол-во учеников | % учеников |
Не достигли базового уровня | 0 | 0 |
Достигли базового уровня | 4 | 33 |
Достигли повышенного уровня | 5 | 42 |
Достигли высокого уровня | 3 | 25 |
По результатам тестирования можно утверждать, что 100% обучающихся достигли базового уровня подготовки.
Среднее количество баллов, набранных одним обучающимся, равно 17.
Наибольшее количество баллов у одного обучающегося равно 28 из 29 возможных.
Сформированность знаний по содержательным линиям
Содержательная линия | Средний % правильных ответов в классе | Средний % правильных ответов по статистическим данным* |
Фонетика и графика | 46 | 59 |
Состав слова | 65 | 58 |
Морфология | 63 | 52 |
Синтаксис | 67 | 61 |
Орфография и пунктуация | 55 | 54 |
Развитие речи | 67 | 46 |
В целом | 59 | 53 |
*Статистические данные получены при анализе 500 000 работ обучающихся, участвующих в мониторинге.
Вывод
Работа над ошибками
Критерии по коэффициентам доступности
Состояние владения действием | Коэф. доступности | № задания | Название темы |
Плохо | 0-29 % | 1 | 0 |
2 | 0 | ||
3 | 0 | ||
6 | Различать звуки и буквы. Сравнивать звуковой состав слов. | ||
Удовлетворительно | 30-49 % | 5 | Различать звуки и буквы. Устанавливать соответствие звукового и буквенного состава слова. Выбирать правильное утверждение о звуковом и буквенном составе слова. |
8 | Выбирать правильное утверждение о соотношении гласных звуков и количества слогов. | ||
24 | Применять изученные орфографические правила в нестандартной ситуации. | ||
Хорошо | 50-73 % | 4 | Различать звуки и буквы. Устанавливать соответствие звукового и буквенного состава слова. |
11 | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Соотносить схему состава слова и слово соответствующего состава. | ||
12 | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. | ||
15 | Задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного. | ||
16 | Определять истинность или ложность утверждения. | ||
18 | Находить в простом предложении однородные члены. | ||
19 | Характеризовать предложения по цели высказывания и по интонации. | ||
20 | Находить подлежащее в простом двусоставном предложении. | ||
21 | Определять необходимость написания мягкого знака после шипящих в именах существительных. | ||
22 | Определять наличие орфографической ошибки. | ||
23 | Проверять, находить ошибки, связанные с применением правила «Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов». | ||
26 | Определять тип текста, опираясь на характерные черты текста повествования. | ||
Отлично | 74-100 % | 7 | Знать последовательность букв русского алфавита. Использовать знание последовательности букв в русском алфавите для упорядочивания слов. |
9 | Различать изменяемые и неизменяемые слова. | ||
10 | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. | ||
13 | Определять род имён существительных. | ||
14 | Определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. | ||
17 | Находить грамматическую основу простого двусоставного предложения. | ||
25 | Находить речевую ошибку. | ||
27 | Соотносить план текста и текст, выбирать план, соответствующий содержанию текста. |
Психолого-дидактический анализ типичных ошибок
Цель: выявить тип ошибки, допущенной при выполнении задания для того, чтобы подобрать способ ее устранения.
На основе анализа коэффициентов доступности заданий по вариантам и в целом мы рекомендуем разобрать в классе следующие темы:
1) Различать звуки и буквы. Сравнивать звуковой состав слов. (задание 6);
2) Различать звуки и буквы. Устанавливать соответствие звукового и буквенного состава слова. Выбирать правильное утверждение о звуковом и буквенном составе слова. (задание 5);
3) Выбирать правильное утверждение о соотношении гласных звуков и количества слогов. (задание 8);
4) Применять изученные орфографические правила в нестандартной ситуации. (задание 24);
Материалы для коррекционной работы
Для заданий, выполненных плохо и удовлетворительно, целесообразна групповая работа по устранению выявленных пробелов, для остальных заданий достаточна индивидуальная работа с соответствующими учащимися. Приводим материалы, необходимые для коррекционной работы.
Задания
Фонетика и графика
Что нужно знать:
Согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной:
- буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- буквы непарных согласных: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
В конце слова и перед глухими согласными вместо звонких согласных звуков произносятся глухие парные согласные звуки. Например: зуб – [зуп], сказка – [скаска].
Гласные бывают ударные и безударные.
Чётко произносятся только ударные гласные, а также у, э, ы. Безударные гласные имеют свои «пары», смешивающиеся друг с другом: а - о, е - и - я: лесник [л’исник], молоко [малако].
Задание:
Отметь пару, в которой последние звуки одинаковые.
1. лён-лень 2. груздь – грусть
Разбор задания:
Произнеси слова каждой пары, определи последний звук в каждом слове. Дай характеристику выделенным звукам, сравни их и сделай вывод.
1. В слове лён [л’он] звук [н]- согласный, звонкий, твёрдый. В слове лень [л’эн’] звук [н’]- согласный, звонкий, мягкий. Вывод: последние звуки в словах разные,так как один твёрдый, другой мягкий.
2. В слове груздь [груст’] звук [т’] – согласный, глухой, мягкий. В слове грусть [груст’] звук[т’] – согласный, глухой, мягкий. Вывод: последние звуки в словах одинаковые.
Ответ: последние звуки одинаковые в паре №2 .
Задание:
Отметь пару, в которой вторые звуки одинаковые.
1. пыл -пил 2. сидел - седел
Подсказка:
Безударные гласные имеют свои «пары», смешивающиеся друг с другом: а - о, е - и - я:
Совет:
Произнеси слова каждой пары, определи последний звук в каждом слове. Дай характеристику выделенным звукам, сравни их и сделай вывод. Во второй паре в словах поставь ударение.
Что нужно знать:
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки речи.В словах букв может быть больше, чем звуков, потому что: Ь – звука не обозначает (соль); удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук (класс); в словах бывают непроизносимые согласные (солнце).
В словах звуков может быть больше, чем букв, потому что: буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова (яма), после гласных (каюта) или после Ь и Ъ знаков (съезд).
Задание:
Отметь правильное утверждение о слове ямка.
1. в слове 4 звука, 4 буквы 2. в слове 6 звуков, 4 буквы
3. в слове 3 звука, 4 буквы 4. в слове 5 звуков, 4 буквы
Разбор задания:
Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом
могут не совпадать.
Запиши слово с помощью транскрипции и посчитай количество букв и
количество звуков в слове:
ямка – [й’Амка] – 4 буквы, 5 звуков.
Ответ: правильное утверждение о слове ямка № 4.
Задание:
Отметь правильное утверждение о слове колья.
1. в слове 5 звуков, 4 букв 2. в слове 5 звуков, 5 букв
3. в слове 6 звуков, 5 букв 4. в слове 4 звука, 5 букв
Подсказка:
Запиши слово с помощью транскрипции и посчитай количество букв и
количество звуков в слове.
Совет:
Записывая слово с помощью транскрипции, помни, буква Я после буквы Ь
обозначает два звука [й’ а].
Что нужно знать:
Части, на которые делятся слова при произнесении, называются слогами. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове сколько гласных, столько в этом слове и слогов.
Чтобы разделить слова на слоги, произнеси его так, как это слово произносили бы болельщики на стадионе. Например: ма-ма, ма-ши-на.
Задание:
Отметь правильное утверждение.
1. Существуют слова, в которых три слога и четыре гласных звука.
2. Существуют слова, в которых два слога и один гласный звук.
3. Существуют слова, в которых три слога, три гласных звука и звук [й’].
Разбор задания:
Рассуждаем так. В слове, сколько гласных, столько в этом слове и слогов.
Разберём правильность утверждений:
1. Существуют слова, в которых три слога и четыре гласных звука Вывод: высказывание ошибочное, так как если в слове четыре гласных, то и слогов – четыре.
2. Существуют слова, в которых два слога и один гласный звук. Вывод: высказывание ошибочное, так как если в слове один гласный, то и слог – один.
3. Существуют слова, в которых три слога, три гласных звука и звук [й’]. Вывод: высказывание правильное, так как если в слове три гласных, то и слога – три.
Пример слов, состоящих из трёх слогов и в которых есть звук [й’]: со-ло-вей, хо-ро-ший.
Ответ: правильное утверждение №3 «Существуют слова, в которых три слога,три гласных звука и звук [й’]».
Задание:
Отметь правильное утверждение.
1. Существуют слова, в которых три слога и четыре гласных звука.
2. Существуют слова, в которых один слог, один гласный звук и звук [й’].
3. Существуют слова, в которых два слога и один гласный звук.
Подсказка:
В слове, сколько гласных, столько в этом слове и слогов.
Совет:
Помни, что звук [й’] – согласный, поэтому на количество слогов в слове он не влияет.
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Что нужно знать:
Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце в сказочных словах.
1. Определи, какой частью речи являются «сказочные» слова, в которых пропущена буква. В этом тебе поможет окончание и вопрос.
2. Определи, какой частью речи является второе «сказочное» слово, которое связано с первым словом. В этом тебе поможет окончание и вопрос.
3. Определи род «сказочного» имени существительного. В этом тебе поможет окончание «сказочного» прилагательного.
4. Вспомни правило русского языка о написании Ь после шипящих на конце слова. Если существительное женского рода и в единственном числе, нужно писать Ь. Если существительное мужского рода, писать мягкий знак не нужно.
Задание:
В каком из выделенных «сказочных» слов по правилам русского языка нужно написать мягкий знак после шипящего.
1. бялый жуч.
2. мечная мороч.
Разбор задания:
1. бялый жуч.. (какой?) бялый, - это прилагательное, окончание – ый, значит, мужского рода, единственного числа. (Что?) жуч.. – это существительное мужского рода, единственного числа, так как прилагательные имеют форму того же рода и числа, что имена существительные, от которых они зависят.
Вывод: Ь не пишем, так как на конце имён существительных мужского рода в единственном числе после шипящих мягкий знак не пишется - бялый жуч.
2. мечная мороч.. (какая?) мечная, - это прилагательное, окончание – ая, значит, женского рода, единственного числа. (Что?) мороч.. – это существительное женского рода, единственного числа, так как прилагательные имеют форму того же рода и числа, что имена существительные, от которых они зависят. Вывод: Ь пишем, так как на конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих мягкий знак пишется - мечная морочЬ.
Ответ: по правилам русского языка нужно написать мягкий знак после шипящего в слове №2 мечная морочЬ
Задание:
В каком из выделенных «сказочных» слов по правилам русского языка нужно написать мягкий знак после шипящего?
1. тямный кряч.
2. дучкая переч.
Подсказка:
Вспомни, у имён существительных на конце слова после шипящих, когда пишется Ь , а когда нет.
Совет:
Чтобы определить род «сказочного» существительного, обрати внимание на окончание «сказочного прилагательного. Если у «сказочного прилагательного окончание –ый, то это мужской род, если окончание –ая, то это женский род.